Биология развития насекомых

Биология. РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Биология развития насекомых

В течение своего индивидуального развития, или онтогенеза, насекомые проходят два периода – эмбриональный, т.е. развитие внутри яйца, и постэмбриональный, или развитие после выхода из яйца. В целом развитие у насекомых сопровождается прохождением трех или четырех фаз: яйца, личинки, куколки и взрослой особи или имаго.

После выхода из яйца, в постэмбриональный период, развитие насекомых протекает с превращением одних фаз в другие. Такой тип онтогенеза получил название метаморфоза.

Сущность метаморфоза состоит в том, что развивающаяся особь претерпевает в течение жизни существенную перестройку своей морфологической организации и биологических особенностей.

В соответствии с общим числом фаз развития различают два основных типа превращения – неполное и полное (рис. 1, 2).

Рис. 1. Перелетная саранча (неполное превращение): 1 – кубышка яиц, 2–6 – личинки 1–5-го возрастов; 7 – взрослое насекомое.

Неполное превращение или гемиметаморфоз(hemimetamorphosis) – характеризуется прохождением трех фаз: яйца, личинки, имаго. Личинки внешне сходны со взрослой фазой, так как имеют:

1) сложные фасеточные глаза как у взрослых особей;

2) те же ротовые органы;

3) та же форма тела, личинки старших возрастов имеют зачатки крыльев и их называют экзотерготы;

4) ведут сходный образ жизни со взрослыми особями и могут встречаться совместно. Вследствие своего сходства личинок называют имагообразными, тело у них ясно разделено на грудь и брюшко.

Рис. 2. Яблонный цветоед (полное превращение): 1 – яйцо; 2 – личинка; 3 – куколка; 4 – взрослое насекомое.

Различие имагообразной личинки от взрослой особи заключается в разном количестве члеников в лапках и усиках, а также в неразвитой половой системе.

Полное превращение или голометаморфоз (holometamorphosis) – характеризуется прохождением четырех фаз – яйца, личинки, куколки, имаго. Личинки не сходны со взрослой особью, поэтому их называют неимагообразными или вторичными. Личинки имеют:

1) другой тип ротового аппарата;

2) другую форму тела, у них отсутствуют зачатки крыльев и этих личинок называют эндотерготы;

3) личинки лишены сложных фасеточных глаз, они имеют простые глаза по типу линз;

4) личинки живут в иных условиях среды, чем взрослые особи.

Поэтому большинство органов неимагообразных личинок имеет временный, провизорный характер, выполняя функции личиночной жизни. От этих органов у взрослого насекомого ничего не остается. К числу временных органов личинок насекомых с полным превращением относятся: брюшные ноги, ротовой аппарат, шелкоотделительные, или паутинные железы.

Неполное и полное превращение является двумя основными типами метаморфоза насекомых, но не исчерпывает всего его многообразия. Видоизменением неполного превращения является гипоморфоз и гиперморфоз, а полного превращения – гиперметаморфоз.

Гипоморфоз (hypomorphosis) является упрощенным неполным превращением. Характерен для тех насекомых, которые в процессе эволюции утратили крылья и являются вторично бескрылыми. Это вши, тараканы, кузнечики, клопы. Вследствие отсутствия крыльев взрослые особи и личинки, т.е.

нимфы, очень сходны между собой. Отличия у личинок проявляются в меньших размерах тела и мало заметных деталях морфологии – меньшему числу члеников в усиках и лапках, окраске тела, строению и сегментации церков и др. Образ жизни взрослых особей и гипоморфных личинок сходны.

Гиперморфоз (hypermorphosis) является усложненным неполным превращением. Особенность состоит в том, что в конце фазы личинки появляется покоящаяся личиночная фаза, которую называют нимфой, или ложнокуколкой. Это неподвижная личинка старшего возраста, имеющая зачатки крыльев и похожая на взрослое насекомое.

Гиперморфоз характерен для алейродид, трипсов и самцов кокцид.

Рис. 3. Гиперметаморфоз жука-нарывника – Epicauta: 1 – взрослое насекомое; 2 – камподеовидная личинка (1-го возраста); 3–5 – последующие червеобразные личинки; 6 – предкуколка; 7 – куколка.

Гиперметаморфоз (hypermetamorphosis) – это усложненное (избыточное) полное превращение. Его характерная особенность – присутствие нескольких форм личинок, а иногда и куколок в цикле развития.

У паразитов перепончатокрылых личинка 1-го возраста хвостатая или пузыреносная, а со 2-го возраста – безножка. Для жесткокрылых хищников также характерно 2 типа личинок: камподеовидная и безножка, истинная личинка является переходной между ними (рис. 3).

Избыточное полное превращение характерно для жуков из семейства нарывников, а также наблюдается у паразитических двукрылых из семейства жужжал.

Дата добавления: 2017-12-03; просмотров: 292;

Источник: https://znatock.org/s1967t1.html

Урок

Биология развития насекомых

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Типы развития насекомых

ФИО (полностью)

Щенова Лариса Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ с. Панино

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Типы развития насекомых

Базовый учебник

«Биология, 7 класс, Животные» Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C.

  1. Цель урока: формирование знаний о типах развития насекомых;

9. Задачи:

– обучающие познакомить уч-ся с особенностями размножения и развития насекомых разных отрядов;

-развивающие: продолжить формирование умений работать с ЦОР, ЭОР, рисунками учебника и его текстом;

-воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к живой природе

  1. Тип урока комбинированный

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

12.Необходимое техническое оборудование : компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Оргмомент

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, эмоциональный настрой на урок

1 мин

2

Проверка д/з

Задаёт вопросы учащимся

Перечислить признаки, характерные представителям класса Насекомые:

Отвечают на вопросы

– тонкий хитиновый покров

– органы дыхания: трахеи

-отделы тела: голова, грудь, брюшко

– 3 пары ходильных ног

– 1-2 пары крыльев

– 1 пара усиков

– 1пара сложных глаз

– произошли от членистоногих, похожих на современных многоножек

– обитатели воздуха, воды, почвы.

5 мин

3

Изучение нового

материала

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f31f-0a01-022a-01e2-2c754e7112a0/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_02%5D.WMV – . Класс Насекомые. Демонстрация примеров насекомых с полным превращением

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f2b9-0a01-022a-01f9-f0f265644946/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_01%5D.WMV -. Класс Насекомые. Демонстрация примеров насекомых с неполным превращением

Все эти признаки насекомых позволили им широко расселиться на Земле и стать одной из господствующих групп. Процветание насекомых связано и с особенностями их размножения и развития.

Задаёт вопросы учащимся:

Что такое размножение? Какими способами размножаются животные?

Какое размножение характерно для насекомых?

Органы размножения насекомых

Для насекомых характерен половой диморфизм т.е. самки и самцы отличаются по внешнему виду. Усики больше у самцов, чтобы чувствовать самок.

А как происходит развитие насекомых?

Типы развития насекомых:

А) развитие с полным превращением (или с метаморфозом)

Б) развитие с неполным превращением (без метаморфоза).

Каково значение развития насекомых с превращением – с метаморфозом?

Отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь

Органы размножения самок : яичники- яйцеводы- семяприёмник;

Органы размножения самцов: семенники- семяпроводы- семяизвергательный канал;

Для насекомых

характерно внутреннее оплодотворение

Работа с Рис. 103, 104

Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое;

Работа с Рис. 101, 102

Яйцо – личинка – взрослое насекомое.

Отвечают на вопрос

20 мин

4

Закрепление

http://fcior.edu.ru/card/12326/tipy-razvitiya-nasekomyh.html Модуль содержит контрольные задания по теме “Тип Членистоногие

http://fcior.edu.ru/card/8977/klass-nasekomye.html Модуль содержит контрольные задания по теме “Тип Членистоногие”

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dcddcac0-5ce2-436c-b28a-86fd24c45aca/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_05%5D.jpg клоп щитник (фотография)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6875eb-c90f-4de9-a959-9e25331e45ad/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_04%5D.jpg кузнечик певчий (фотография)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dee64590-e4c6-469e-82ac-a2e9857a0f8f/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_03%5D.jpg стрекоза красотка девушка самец(фотография)

Выполните задания

Какой тип развития у насекомых:

клоп щитник,

кузнечик певчий,

стрекоза красотка девушка самец

Выполняют задания

10 мин

5.

Подведение итогов урока и выставление оценок

(рефлексия)

1 Каким способом размножаются насекомые?

2 Что такое половой диморфизм?

3Какие типы развития характерны для насекомых?

Составляют схему

«Типы развития насекомых» в тетради

5 мин

6

Домашнее задание

Задаёт д/з

Изучить параграф 27. Приготовить сообщения: «Муравьи – общественные насекомые»,

« Пчёлы – общественные насекомые»,

« Охраняемые насекомые».

Записывают д/з в дневник

4 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Типы развития насекомых

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

1

2

3

4

5

6

7

Развитие насекомых с полным превращением)

Развитие насекомых с неполным превращением)

Контрольные задания по теме “Тип Членистоногие»

Контрольные задания по теме “Тип Членистоногие»

клоп щитник

кузнечик певчий

стрекоза красотка девушка самец

Набор ЦОР

Набор ЦОР

Модуль

К -тип

Модуль

К -тип

видеофрагменты

фрагменты

Тест

Тест

Иллюстрации

Иллюстрации

Иллюстрации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f31f-0a01-022a-01e2-2c754e7112a0/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_02%5D.WMV –

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f2b9-0a01-022a-01f9-f0f265644946/%5BBIO7_07-27%5D_%5BMV_01%5D.WMV –

http://fcior.edu.ru/card/12326/tipy-razvitiya-nasekomyh.html

http://fcior.edu.ru/card/8977/klass-nasekomye.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dcddcac0-5ce2-436c-b28a-86fd24c45aca/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_05%5D.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd6875eb-c90f-4de9-a959-9e25331e45ad/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_04%5D.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dee64590-e4c6-469e-82ac-a2e9857a0f8f/%5BBIO7_07-27%5D_%5BPF_03%5D.jpg

Источник: https://infourok.ru/urok-tipi-razvitiya-nasekomih-2967305.html

Биология развития насекомых

Биология развития насекомых
Рис. 1. Развитие насекомого с неполным превращением

У насекомых существует два основных типа развития, в соответствии с которыми их подразделяют на два крупных отдела.

Развитие с неполным превращением проходит в три стадии: яйцо — личинка — имаго (взрослое насекомое), не сопровождаясь резкими изменениями (рис. 1). Личинки по строению подобны взрослым насекомым и превращаются в них сразу после окончания развития и последней линьки.

Развитие с полным превращением проходит в четыре стадии: яйцо — личинка — куколка — имаго. Личинки резко отличаются от имаго, поэтому, окончив развитие, они превращаются в покоящуюся стадию куколки, в которой происходит преобразование организации тела от личиночной до имагинальной.

Строение и формы яиц

Яйца насекомых богаты желтком и покрыты двумя оболочками. Они разнообразны по размерам, форме и окраске. Размеры яиц обычно составляют от десятых долей миллиметра до нескольких миллиметров.

По форме яйца бывают овальными (многие жуки, бабочки, мухи), удлиненными (кузнечики и саранчовые), шаровидными (клопы-черепашки), полушаровидными (бабочки-совки), бочонковидными (клопы-щитники), бутылковидными (дневные бабочки), стебельчатыми (златоглазки) (рис. 2).

Рис. 2. Формы яиц насекомых

Самки различных насекомых откладывают яйца в места, пригодные для дальнейшего развития личинок. Плодовитость насекомых (количество яиц, откладываемое самкой в течение жизни) разнообразна.

У некоторых видов она невелика — порядка нескольких десятков яиц, у большинства около нескольких сотен, у ряда видов — несколько тысяч. Плодовитость половозрелых самок общественных насекомых достигает нескольких миллионов яиц.

У некоторых насекомых самки откладывают яйца одиночно или врассыпную, однако большинство откладывает их компактными группами — яйцекладками.

Строение и типы личинок

Основные функции личиночной стадии — питание, рост, развитие. В развитии насекомых личинка — единственная растущая стадия. Ее размеры могут увеличиваться в десятки и сотни раз. Поэтому личинки несколько раз проходят линьку, сбрасывая старую кутикулу в виде личиночной шкурки и одновременно образуя новую, рассчитанную на дальнейший рост.

Имагообразные линийки, или нимфы, — личинки насекомых с неполным превращением. Эти личинки сходны по строению со взрослыми насекомыми. Они имеют на грудном отделе три пары хорошо развитых ног, фасеточные глаза, ротовой аппарат, подобный аппарату имаго, хорошо развитые антенны. У них развиваются наружные зачатки крыльев.

Обычно имагообразные личинки сходны с имаго также по образу жизни и характеру питания. У вредителей с неполным превращением личинки и имаго всегда повреждают растения сходным образом. Некоторое исключение составляют водноживущие личинки стрекоз и поденок, имеющие органы водного дыхания — трахейные жабры. Их иногда называют наядами.

Личинок насекомых с полным превращением иногда называют истинными. Эти личинки могут иметь различное количество конечностей, развитых слабее, чем у взрослых насекомых; либо конечности отсутствуют. Личинки лишены фасеточных глаз, органами зрения служат простые глазки.

У них отсутствуют наружные зачатки крыльев, антенны короткие или неразвиты, ротовой аппарат чаще всего грызущий, он может быть совершенно иного строения, нежели у имаго. Личинки насекомых с полным превращением могут резко отличаться от имаго по образу жизни и характеру питания.

У вредителей с полным превращением вред может наносить либо личинка, либо имаго, или насекомые в обеих стадиях развития.

У насекомых с полным превращением выделяют три типа личинок (рис. 3).

Рис. 3. Типы личинок насекомых с полным превращением

Камподеовидные личинки (от лат. названия первичнобескрылого насекомого камподея, сходного с представителями данного типа) — активные, нередко хищные, с развитыми придатками тела личинки.

У них хорошо развиты три пары грудных ног, полностью расчлененных, длина их обычно превышает ширину тела. Сравнительно четко выделены грудной и брюшной отделы. Развиты антенны, характерны крупные верхние челюсти. Покровы обычно пигментированы.

Этот тип личинок встречается у некоторых семейств отряда Жесткокрылые (жужелицы, стафилины, божьи коровки) и у всех Сетчатокрылых.

Червеобразные личинки — очень крупная и неоднородная группа. Тело у них удлиненное, слабо подразделено на грудной и брюшной отделы. Три пары грудных ног короткие, либо отсутствуют. По наличию ног и развитию головы выделяют три формы червеобразных личинок.

Личинки с головой и ногами встречаются у насекомых ряда семейств отряда Жесткокрылые и имеют разнообразную внешность.

Личинки Пластинчатоусых (жуки-хрущи и навозники) толстые, С-образно изогнуты; личинки жуков-листоедов заметно выпуклые сверху; личинки жуков-щелкунов и чернотелок (проволочники и ложнопроволочники) длинные, тонкие, цилиндрические, с уплотненными покровами.

Личинки с головой и без ног встречаются также у некоторых представителей семейств отряда Жесткокрылые (златки, усачи, долгоносики), у большинства групп отряда Перепончатокрылые (наездники, осы, пчелы, муравьи) и у части видов отряда Двукрылые (большинство комаров). Личинки без ног и внешне выраженной головы есть только у ряда представителей в отряде Двукрылые (большинство мух). Головной отдел этих личинок втянут в переднегрудь, головная капсула недоразвита.

Гусеницеобразные личинки имеют удлиненное тело и большое количество коротких ног. В отличие от других личинок, у них помимо трех пар грудных ног развито несколько пар придаточных брюшных ног. Эти короткие нерасчлененные личиночные придатки у взрослых насекомых не проявляются. Выделяют две формы гусеницеобразных личинок.

Настоящие гусеницы — личинки Чешуекрылых имеют от 2 до 5 пар брюшных ног. Гусеницы большинства бабочек имеют 5 пар ног, расположенных на 3 —6-м и 9-м сегментах брюшка. Однако у некоторых семейств число брюшных ног сокращается до 4 (хохлатки), 3 (совки-металловидки) и 2 пар (пяденицы). Ложно гусеницы — личинки некоторых семейств пилильщиков, представителей отряда Перепончатокрылые.

У них развито большее количество брюшных ног —6—8 пар.

Строение и типы куколок

У насекомых с полным превращением личинка, окончив развитие, превращается в куколку. Личинки большинства насекомых окукливаются в почве, иногда открыто — на растениях или внутри них.

Куколка — покоящаяся стадия, однако в ее теле идут интенсивные противоположные процессы: распад личиночных органов и тканей и формирование органов и тканей имаго. К концу развития куколка приобретает основные черты строения взрослого насекомого: развитые крылья, ноги, антенны, ротовой аппарат имаго, фасеточные глаза.

Придатки компактно сложены и прижаты к телу. Тело нередко покрыто дополнительной защитной оболочкой. По этому признаку выделяют три основные типа куколок (рис. 4).

Рис. 4. Типы куколок насекомых

Открытые, или свободные, куколки не имеют оболочки; все придатки тела хорошо различимы, свободны. Наглядно проявляется сходство куколок с имаго. Этот тип куколок встречается у подавляющего большинства Жесткокрылых и Перепончатокрылых, а также у насекомых отряда Сетчатокрылые. Очень редко открытые куколки встречаются у Чешуекрылых и Двукрылых.

Покрытые куколки имеют тонкую кожистую полупрозрачную оболочку, через которую можно различить ноги, крылья, антенны и другие части тела. Оболочка образуется выделениями кожных желез личинки в момент окукливания. Этот тип куколок характерен для подавляющего большинства Чешуекрылых, части отряда Двукрылые, очень редко встречается у Жесткокрылых и Перепончатокрылых.

Скрытые куколки заключены в плотную непрозрачную оболочку — пупарий, через которую нельзя различить части тела. Эта оболочка представляет собой личиночную шкурку, которая не сбрасывается как обычно при окукливании, а только отслаивается от тела и служит защитным покровом. Скрытая куколка характерна для большей части Двукрылых (большинство мух).

Источник: https://agroflora.ru/biologiya-razvitiya-nasekomyx/

Урок биологии в 7 классе на тему «Размножение и развитие насекомых»

Биология развития насекомых
Цель – создание условий для:

– формированияосновных понятий об особенностях размножения и развития насекомых; 

– заинтересованностив учении, развития творческой активности, развития аналитического мышления,навыков извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализаматериала учебника, дополнительной литературы, умений перевода информации из одной знаковой системы в другую (текстовойинформации в схему);

– формированияоснов экологической культуры, опыта равноправного сотрудничества учителя и ученикав процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Задачи:

-выявить в процессе групповой познавательной деятельности содержание ключевыхпонятий темы;

-совершенствовать умение работать с различными источниками информации, анализироватьи делать выводы в процессе работы с текстом,

-продолжить формирование навыков коллективной работы; способствовать развитиюпознавательного интереса к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

– личностные:осознание ценностей биологического знания как важнейшего компонента научной картинымира;

– метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействоватьс людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

– предметные:знать особенности организации насекомых, связанных сфункцией размножения, познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых.

Универсальныеучебные действия:

– личностные:осознать необходимость изучения окружающего мира,

– регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему,

– познавательные: анализировать,сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины иследствия,

– коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Вид урока: урок открытия нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности:коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор,презентация, учебник, дополнительная литература, маркеры, ватман, раздаточныйматериал, технологические карты, коллекции насекомых.

Этапы урока:

Организационныймомент.

Актуализациязнаний.

Мотивация,создание проблемной ситуации.

«Открытие»нового знания.

Первичноезакрепление.

Включениезнаний в систему.

Результатурока.

Рефлексия.

Домашнеезадание.

Ход урока:

1.   Организационныймомент.

Эпиграф надоске: «Считай несчастнымтот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавилк своему образованию» (Я.А.Коменский).

Учитель: Как выпонимаете слова Я.А.Коменского? Сегодня мы попытаемся сделать этот  день счастливым.

2.  Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите,что же произошло с котом Леопольдом? Какая метаморфоза с ним произошла?

Что такоеметаморфоз? (Мозговой штурм). Чтобы убедиться в правильности наших гипотез,давайте обратимся к различным словарям. Как трактуется данное понятие в разныхсловарях? (Работа со словарями).

Попытаемся датьобщее определение. Метаморфоз – этоглубокая перестройка  внутреннего и внешнегостроения организма на протяжении его жизни.

3. Мотивация, созданиепроблемной ситуации.

Учитель: А сейчас мнехочется показать вам один из прекрасных метаморфозов. (Демонстрация видео«Рождение бабочки»).

С какимисвойствами живого связан этот метаморфоз? (Размножение и развитие). А какоеживотное было показано? К какому классу оно относится? (Класс насекомые).Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (Определение темы).

Темаурока: Размножение и развитие насекомых.

Учитель: А как выдумаете, все ли насекомые развиваются одинаково? (Целеполагание)

Цель: выяснить, какпроисходит развитие различных насекомых.

Определениеформ работы: на доске перечислены формы работы (групповая, индивидуальная, дополнительная  литература, учебник).

Учащиесяопределяют формы работы на уроке

Учитель: Чтобы достичьрезультата, мы сегодня…. (поработаем в группе, будем работать с учебником, дополнительнойлитературой и т.д.)

4.                 «Открытие»нового знания

Организациягрупповой работы (Приложение 1).

1группа: Особенности размножения насекомых

Каково строениеполовой системы насекомых. По наличию органов размножения насекомые (раздельнополыеили гермафродиты) –

Типоплодотворения  –

Характерен лидля насекомых половой диморфизм?

Класс «Насекомые»: половая система

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резковыраженным половым диморфизмом. Половой диморфизм – это внешние отличия самцови самок одного вида.

Он сказывается в меньшей величине самца (у многих бабочек)или в совершенно иной расцветке обоих полов (например, у самца бабочки голубянки-икаракрылья голубые, а у самки – тёмно-бурые), или же в еще более существенных признаках.

Так, например, у самцов появляются на теле различные придатки (рог жука – носорога)или же некоторые органы получают у самцов более сильное развитие, чем у самок(громадные жвалы жука – оленя, более длинные усики дровосеков). Иногда толькосамцы крылаты, тогда как у самок крылья редуцируются или вовсе исчезают(некоторые пяденицы, бабочки – мешочницы).

2группа. Развитие насекомых с полным превращением

Изучитематериал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии с полнымпревращением?

Какие измененияпроисходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение,подвижность).

Составьтесхему,  иллюстрирующую данный типразвития.

В чемзаключаются метаморфозы у насекомых при развитии с полным превращением?

Группа3. Развитие с неполным превращением

Изучитематериал учебника. Какие стадии проходит насекомое при развитии без метаморфоза?

Какие измененияпроисходят на каждой стадии? (Среда обитания, ротовой аппарат, внешнее строение,подвижность).

Составьтесхему,  иллюстрирующую данный типразвития.

В чемзаключаются метаморфозы у насекомых при развитии с неполным превращением?

Группа4. Отряды насекомых, развивающихся с полным метаморфозом  и с неполным превращением (Приложение2).

Прочтитематериал таблицы. Укажите,  какие отрядынасекомых и представителей отрядов развиваются с полным превращением и снеполным превращением.

Составьтесхему, иллюстрирующую ваши выводы.

Афишированиерезультатов работы.

Каждая группапредставляет результаты своей работы, учащиеся фиксируют полученные знания втехнологической карте урока (Приложение 3). На доске формируется общийкластер «Развитие насекомых».

Вывод: развитиенасекомых может происходить с полным превращением и с неполным превращением.Метаморфозы при развитии с полным превращением наблюдаются в строении, образежизни, типе питания, среде обитания. При развитии с неполным превращениемизменения связаны с ростовыми процессами.

5. Первичноезакрепление.

Работа стестом «Закончи предложение» (Приложение3)

Закончи предложение:

Процесс  глубокойперестройки  внутреннего и внешнегостроения организма на протяжении его жизни называют метаморфоз.

Взрослая особь насекомых называется имаго.

Развитие включающая три стадии развития (яйцо, личинка, имаго)  называют развитие с неполным превращением.

Развитие включающая четыре стадии развития (яйцо, личинка, куколка,имаго) называют развитие с полным превращением.

Учитель организует самопроверку, учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном.Зеленые карточки поднимают учащиеся, не допустившие ошибок, красные – если ошибкибыли допущены.

6. Включение «новогознания» в систему знаний.

Учитель: Обратите вниманиена  коллекции, после минутного обсуждения, определитетип развития насекомых, докажите верность своего высказывания. Прием ПОПС (Приложение5).

Краткое выступление в соответствии с ПОПС –формулой, которая состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) я (мы) считаю(ем), что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции)… потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод)… например …
С – следствие (вывод)… поэтому …

7. Вывод по уроку.

Развитиенасекомых происходит по-разному. В зависимости от числа стадийразвития, у подавляющего большинства насекомых различают два основных типа метаморфоза:неполное и полное превращение.

По этим двум типам превращения крылатые насекомые разделяются на две большие группы — насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.

Следовательно,основная черта биологии насекомых — способ метаморфоза — явилась важнейшимкритерием в их классификации.

8. Рефлексия.

Давайте вновьвернемся к эпиграфу нашего урока.

Эпиграф надоске:

«Считай несчастным тот день или тот час,в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я.А.Коменский).

Можно ли данныйдень считать счастливым?

Что выприбавили к своему образованию?

Какие новыефакты вы узнали?

9. Домашнеезадание: стр. 164-166. Составить сравнительную характеристику различных формразвития насекомых. Какая из форм развития является эволюционно более выгодной и почему?

Наталья Булычева, учительбиологии Майминскойсредней школы № 2 Республика Алтай

В прикрепленном файле – приложения.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/974

Презентация

Биология развития насекомых

Методическиерекомендации

поиспользованию мультимедийного продукта

Петреня Игорь Михайлович, учитель химии и биологии государственного учреждения образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области Республики Беларусь.

Дата создания:

ноябрь 2013.

Программа исполнения:

Power Point 2010.

Вид:

мультимедийная презентация.

Название:

Размножение и развитие насекомых.

Назначение:

наглядное средство обучения для использования учителем на уроке биологии по теме «Размножение и развитие насекомых» в 8 классе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

Возможно использование в школах России и стран СНГ.

Соответствие УМК:

Л.В.Камлюк, Е.С. Шаоапёнок. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск. Народная асвета. 2010

Комплектация:

презентация, текст письменной проверочной работы по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых» для 2 вариантов, настоящие рекомендации.

Пояснениек использованию

Пособие состоитиз 21 слайда.

1 слайд титульный.

2 слайд содержитинформацию о формах проверки (устно иписьменно) уровня усвоения учащимисяизученных тем, подготовки домашнегозадания и вопросы для устного фронтальногоопроса.

3 слайд соответствуетэтапу постановки познавательных задачдля учащихся на уроке.

4 слайд поможетучителю актуализировать знания учащихсяо строении и функциях системы органовразмножения насекомых.

5 слайд поможетучителю сформировать познавательныйинтерес учащихся к необычным способамразмножения насекомых на основеиспользования ресурсов Интернета.

Структура слайдадвуслойна: 1 слой «Живорождение», 2 слой«Партеногенез».

При переходе от 1слоя ко 2 использован анимационный приём«Вход. Фигура» по щелчку, длительность2 секунды.

6 слайд направленна формирование наиболее общих,характерных, особенностей размноженияпредставителей насекомых.

7 слайд поможетучителю формировать у учащихся основныепредставления о развитии насекомых сполным метаморфозом.

8 слайд: содержаниенаправлено на усвоение схемыпоследовательного развития насекомогос полным превращением на примере бабочкимонарха.

9 слайд поможетучителю формировать у учащихся пониманиебиологической роли личиночной стадииу насекомых с полным метаморфозом.

10 слайд: информацияи фотографии окрашенных препаратовокажут содействие в формированиипонимания биологической роли стадиикуколки у насекомых с полным метаморфозом.

Слайд двуслоен: 1слой информационный, 2 слой демонстрационный,способствует формированию представленийо развитии органов куколки.

При переходе от 1слоя ко 2 использован анимационный приём«Вход. Фигура» по щелчку, длительность2 секунды.

11 слайд окажетсодействие учителю в формировании уучащихся общих представлений о типеразвития с неполным метаморфозом инасекомых, развивающихся по этому типу.

12 слайд окажетсодействие в усвоении учащимися этаповразвития насекомых с неполным метаморфозом,наличии отличительных черт от изученноготипа развития.

13 слайд формируетпредставление о последовательномразвитии стадии личинки у насекомых снеполным метаморфозом на примересаранчи, сходстве в образе жизни ипитании личинки и взрослого насекомогои результате – конкуренции. Позволяетувидеть в динамике последнюю линькуличинки на примере цикады. ПоказываетИнтернет как источник интересной иполезной информации.

Слайд двуслоен. 1слой: развитие личинки саранчи; 2 слой:последняя линька личинки цикады.

При переходе междуслоями использован анимационный приём«Вход. Фигура» по щелчку, длительность2 секунды.

14 слайд содержитобщую информацию о вши головной какпредставителе насекомых, развивающихсябез метаморфоза.

15 слайд окажетсодействие в формировании пониманияжизненного цикла головной вши какпредставителя насекомых с развитиембез метаморфоза.

16 слайд окажетсодействие в закреплении знаний иподведении итогов урока.

17 слайд содержитинформацию о структуре и формах подготовкидомашнего задания.

18 – 20 слайдысодержат активные ссылки на использованныеизображения.

Для слайдов 18 –20 применён приём «Скрыть слайд» с цельюперехода от слайда 17 к слайду 21.

21 слайд являетсякопией титульного, но имеет дополнительновнизу слева кнопку «Ссылки», являющейсягиперссылкой на слайд 18. Кнопка работаетпо щелчку.

Благодарю Вас заиспользование моей разработки. Мневажно услышать Ваши критическиезамечания, которые Вы можете оставитьдля меня на странице материала на сайтеили направить по адресу ihar.piatrenia@gmail.com.

С уважением,

Петреня ИгорьМихайлович, автор.

Источник: http://pedsovet.su/load/85-1-0-40865

Про агрофлору
Добавить комментарий